|
|
Образовательные стандарты
Дошкольное образование. Введение ФГТ
Аналитическая справка по реализации ФГТ
СП «Полозовский детский сад» МОУ «Полозовская средняя общеобразовательная школа» находится по адресу: с. Полозово, улица Новая, дом 3.
В настоящее время функционирует одна разновозрастная группа (возраст детей от 2 до 7 лет).
В группе общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения.
Детский сад работает на основании Устава МОУ «Полозовская средняя общеобразовательная школа», Положения о структурном подразделении «Полозовский детский сад» муниципального образовательного учреждения «Полозовская средняя общеобразовательная школа».
Образовательная программа содержит цели и задачи. Построена с учетом современных требований образовательного процесса и с учетом концепции развития учреждения, охватывает все виды деятельности детей с учетом их приоритетности в каждом возрастном периоде (работу с семьей, с социумом, взаимодействие МОУ с различными организациями, систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, систему коррекционной работы, преемственность в работе со школой). В настоящее время на основании Приказа Министерства Образования и Науки РФ от 23.11.2009 г № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» разрабатывается проект образовательной программы.
В ДОУ подробно изучены вопросы реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Создание нормативно-правовой базы (пакет)
1. Приказ о переходе по реализации ФГТ
2. Список детей ДОУ
3. Список очереди в д. сад
4. Список детей-инвалидов
5. Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 23.11.2009 г № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Было проработано содержание первой части (инвариантной) и разделы основной общеобразовательной программы, изучены целеполагания в пояснительной записке программы, режим дня групп, исходя из новых требований СаНПин и ФГТ.
Произведен расчет времени на реализацию первой части Программы, образовательных направлений деятельности, разработаны циклограммы образовательной деятельности, содержание психолого-педагогической работы с детьми по каждой образовательной области, подобрано программно-методическое обеспечение образовательных областей, предполагается приобретение недостающей литературы, спроектирована модель образовательного процесса, составлен портрет выпускника каждой возрастной группы в соответствии с итоговым и промежуточным мониторингом.
1. Анализ программно-методического обеспечения реализуемой программы (содержательный аспект)
Реализуемая в ДОУ «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
ДОУ обеспечено необходимыми программно-методическим и учебно-дидактическим материалом для организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками.
Планируется обновить учебно-методический комплект к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
2. Анализ условий реализуемой программы
При организации предметно-пространственной среды в ДОУ учитывались возрастные особенности дошкольников, каждая группа оформлена и оборудована в соответствии с требованиями СанПин, с учетом возраста детей, зоны ближайшего развития каждого ребенка:
- Все предметы таких размеров чтобы ребенку было удобно с ними манипулировать;
- Свободный доступ к материалам в любое время;
- Расположение вблизи от света;
- Периодическое обновление или добавление материалов;
- Создание ситуации активного поиска;
- Абсолютная безопасность материалов и их расположение для здоровья детей;
- Свободное пространство для двигательной деятельности.
Развивающая среда детского сада частично соответствует требованиям, предъявляемым методическими рекомендациями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой:
- Разделение предметно-развивающей среды на зоны познавательной, изобразительной, игровой, конструктивной, продуктивной, театральной, двигательной активности;
- Разнообразие видов дидактического и игрового материала, направленного на развитие творчества и сенсорной культуры детей;
- Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей;
- Общедоступность дошкольного образования, его адаптивность к особенностям развития воспитанников через создание условий для их самореализации.
3. Анализ имеющей системы мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программы
Система мониторинга сочетает низко формализованные (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованные (комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; психологическая готовность (Гуткина Н. И., тест Керна-Иерасика, «Готовность к школе»), методы, обеспечивающие объективность и точность получаемых данных.
4. Вывод
Образовательный процесс в ДОУ организован с учетом поэтапного перехода на ФГТ в сочетании с парциальными программами, соответствующих им форм и методов работы с детьми. Соблюдается баланс между организованными формами работы и созданием условий для самостоятельной деятельности.
План поэтапного ввода в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы
в структурных подразделениях
№ п\п |
Мероприятие |
Срок |
Ответственные |
1. |
Изучение Федеральных государственных требований к ООП ДО (Приложение № 1 к приказу № 655 от 23.11.2009 г) |
Июнь – Август 2011 |
Зав. ДОУ Воспитатели ДОУ |
2. |
Анализ программно-методического сопровождения для перехода на ФГТ. Составление перечня парциальных программ и технологий для выполнения новых компонентов программы |
Сентябрь 2011 |
Зав. ДОУ Воспитатели ДОУ |
3. |
Анализ диагностического сопровождения в рамках реализуемой программы с учетом ФГТ к структуре ООП ДО. Выбор диагностического комплекта необходимого для выявления результатов освоения детьми программы |
Октябрь 2011 |
Зав. ДОУ Воспитатели ДОУ |
4. |
Анализ развивающей среды ДОУ для осуществления работы по программе в соответствии ФГТ. Составление перечня необходимых изменений и дополнений развивающей среды в группах |
Ноябрь 2011 |
Зав. ДОУ Воспитатели ДОУ |
5. |
Анализ режима дня, сетки занятий на их соответствие новым ФГТ и СаНПиНу. Составление новых режимов дня, сетки занятий (основного и дополнительного образования) для перехода на работу по ним |
Декабрь 2011 |
Зав. ДОУ Воспитатели ДОУ |
6. |
Анализ планов образовательной работы (годовое планирование перспективное, календарное планирование) на соответствии с ФГТ. Составление нового алгоритма планирования. |
Январь – Февраль 2012 |
Зав. ДОУ Воспитатели ДОУ |
7. |
Составление новой модели образовательного процесса в соответствии с ФГТ к структуре ООП ДО |
Март – Апрель 2012 |
Зав. ДОУ Воспитатели ДОУ |
8. |
Приобретение необходимого методического сопровождения и диагностического инструментария для осуществления ФГТ |
Январь – Июль 2012 |
Зав. ДОУ Воспитатели ДОУ |
9. |
Пополнение и переоснащение развивающей среды в группах ДОУ |
Январь – Июль 2012 |
Зав. ДОУ Воспитатели ДОУ |
10. |
Составление планов на новый учебный год с учетом ФГТ |
Июнь – Август 2012 |
Зав. ДОУ Воспитатели ДОУ |
11. |
Составление новой Образовательной программы |
Июнь – Август 2012 |
Зав. ДОУ Воспитатели ДОУ |
Приказ
На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования» приказываю:
1. Создать рабочую группу по переходу на ФГТ дошкольных учреждений в составе заведующих ДОУ и воспитателей.
2. Разработать план поэтапного перехода на ФГТ.
3. Изучить нормативные документы.
Директор школы: /Н. В. Удалова/
Внедрение ФГОС второго поколения
Цель проекта: выработать систему обеспечения процесса внедрения ФГОС второго поколения на 1 ступени МОУ «Полозовская СОШ».
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Опытные специалисты
Созданная материально-техническая база
Созданный специалистами РУО план внедрения ФГОС в школах района
Опыт совместной работы с другими ОУ района и края
Опыт работы с семьями
Готовность к сотрудничеству членов Управляющего совета школы |
Удалённость места жительства многих детей от школы
Недостаточная информированность родителей и общественности о ФГОС второго поколения
Недостаточное количество финансовых средств для улучшения материально-технической базы |
Возможности |
Риски |
Формирование у всех участников образовательного процесса базовых знаний и умений в области изучения концептуальных основ ФГОС второго поколения
Организация занятости детей во внеурочное время
Сближение школы, семьи и общественности |
Негативное отношение к ФГОС некоторых работников образования: администрации, учителей
Перегрузка детей и учителей при чрезмерном увлечении новой реформой |
План мероприятий по внедрению ФГОС в МОУ «Полозовская СОШ»
Мероприятия |
Срок |
Ответственные |
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС |
1. Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС |
июнь 2010 |
Директор школы Зам. директора по УР Зам. директора по МР Зам. директора по ВР |
2. Разработка, обсуждение и принятие образовательной программы школы |
до мая 2011 |
Зам. директора по УР |
3. Разработка, обсуждение и принятие духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося |
до марта 2011 |
Зам. директора по ВР |
4. Разработка, обсуждение и принятие программы формирования универсальных учебных действий |
до марта 2011 |
Зам. директора по МР |
5. Разработка, обсуждение и принятие программы «Здоровье» |
до марта 2011 |
Зам. директора по ВР |
6. Разработка, обсуждение и принятие программы проектной деятельности обучающихся |
до марта 2011 |
Зам. директора по ВР |
7. Разработка учебного плана |
до марта 2011 |
Зам. директора по УР |
8. Изучение педагогами начальных классов планируемых результатов обучения начального общего образования |
октябрь – ноябрь 2010 |
Зам. директора по УР |
9. Разработка рекомендаций по составлению рабочих программ по предметам |
до января 2011 |
Зам. директора по МР |
10. Разработка рабочих программ по предметам |
до апреля 2011 |
Зам. директора по МР |
11. Изучение моделей взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования |
до декабря 2010 |
Зам. директора по ВР |
12. Изучение возможностей привлечения учреждений дополнительного образования к организации внеурочной деятельности обучающихся |
до декабря 2010 |
Зам. директора по ВР |
13. Создание методического конструктора и плана дополнительного образования обучающихся школы |
до января 2011 |
Зам. директора по ВР |
14. Разработка программы внеурочной деятельности обучающихся школы |
до апреля 2011 |
Зам. директора по ВР |
15. Обеспечение соответствия нормативно-правой базы школы требованиям ФГОС (изменение должностных инструкций, режима занятий учреждения и т.д.) |
до июня 2011 |
Зам. директора по УР Зам. директора по МР Зам. директора по ВР |
16. Разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения |
до декабря 2010 |
Зам. директора по УР Зам. директора по МР Зам. директора по ВР |
Организационное обеспечение введения ФГОС |
1. Подготовка и проведение семинаров-совещаний по вопросам введения ФГОС |
в течение года |
Администрация школы |
2. Изучение учителями школы документов по внедрению ФГОС через систему консультаций |
в течение года |
Администрация школы |
3. Обучение педагогов на КПК, целевых курсах, базовых площадках |
в соответствии с планом работы школы |
Зам. директора по МР |
4. Создание творческих групп по обеспечению деятельности учреждения по введению ФГОС |
сентябрь 2010 |
Заместители директора |
5. Определение и утверждение списка учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе в соответствии с ФГОС |
до апреля 2011 |
Зам. директора по УР Зам. директора по МР |
Материально-техническое обеспечение введения ФГОС |
1. Анализ степени соответствия реально существующего ресурсного обеспечения школы требованиям ФГОС |
сентябрь 2010 |
Директор школы Зам. директора по УР |
2. Изучение возможностей улучшения МТБ через привлечение внебюджетных средств |
в течение года |
Члены управляющего совета |
3. Приобретение методической литературы для педагогов школы по вопросам введения ФГОС |
в течение года |
Зам. директора по МР |
4. Оборудование мультимедийной техникой рабочих мест учителей начальных классов, переходящих на ФГОС |
до сентября 2011 |
Директор школы |
Информационное обеспечение введения ФГОС |
1. Информирование общественности, в том числе родительской, о ходе и результатах введения ФГОС в МОУ «ПСОШ» с помощью интернет ресурсов (школьный сайт) |
в течение года |
Зам. директора по ВР |
2. Рассмотрение требований ФГОС на заседаниях с родительской общественностью (управляющий совет, общешкольный родительский комитет, родительские собрания) |
в течение года |
Зам. директора по ВР |
3. Организация публичной отчетности о ходе и результатах введения ФГОС |
в течение года |
Члены управляющего совета |
4. Организация изучения общественного мнения по вопросам ФГОС и внесение возможных изменений |
в течение года |
Члены управляющего совета |
ФГОС, в отличие от ГОСа 2004 года, предполагает серьёзное изменение смысла понятия «образовательные результаты», трактуя их как «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Конечным образовательным результатам, которые заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности, соответствуют непосредственные результаты: личностные, метапредметные и предметные.
Исходя из этого предлагается разделить требования к результатам образования на два типа: требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, и требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации.
1. К результатам, которые не подлежат формализованному итоговому контролю и итоговой аттестации, по концепции ФГОСа, относятся: ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально–личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности.
Эти результаты будут выявляться в ходе массовых мониторинговых, социологических и других обследований; они станут одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
2. К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, по концепции ФГОСа, относятся: научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умения учебно–познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности; коммуникативные и информационные умения; умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; способность к контролю и самоконтролю; способность к творческому решению учебных и практических задач.
|
|